Что такое киберспорт и почему это спорт
Еще совсем недавно компьютерные игры были одним из вариантов развлечения, помогающим эффективно тратить лишнее время. Геймер сейчас — это профессия, которая приносит большой доход и всемирную славу. В статье рассмотрено, что такое киберспорт простыми словами, расписаны история его развития и причины популярности. Также указаны основные соревнования и дисциплины, федерации и ассоциации, призовые суммы на крупных турнирах; дан прогноз на будущее киберспорта; оценены его олимпийские перспективы.
Что такое киберспорт простыми словами
Киберспорт, он же компьютерный или электронный спорт (eSports) — это соревнования живых людей, которые управляют персонажами видеоигр. Противостояния в формате «один на один», по типу файтинга Mortal Kombat, относятся к индивидуальному спорту. Кооперативные поединки в играх вроде Dota 2 и CS:GO — это командный eSports.
Не все видеоигры подходят для киберспортивных соревнований. Яркий пример — серия GTA. Это одиночный шутер, в котором нет игровых задач и многопользовательского режима для командных сражений.
У каждого киберспортивного продукта должны быть инструменты для проведения соревновательных матчей и визуальная доступность игровых элементов на экранах геймеров. Иначе организаторы турниров не смогут транслировать ивенты, а зрители не разберутся в происходящем на дисплее.
История развития
Киберспортивная культура возникла с появлением аркадных игровых автоматов вроде Space Invaders. Первые геймеры собирались у торговых центров, чтобы по очереди «стрелять» по инопланетянам. Чем больше уничтоженных целей, тем выше рейтинг. Так появился соревновательный элемент.
В 1991 году японская компания Capcom создала файтинг Street Fighter, который быстро получил мировую славу. В 1996-м в США был организован первый турнир по SF — Battle by the Bay. Он проводится и сейчас, однако уже как Championship Series.
Первой в истории киберспорта видеоигрой с кооперативными поединками стала Doom. Еще более «заточенным» под командные сражения оказался выпущенный на основе Doom шутер Quake. Его выход стал причиной основания в 1997 году киберспортивной лиги Cyberathlete Professional.
В том же году была создана лига Electronic Sports. Она проводит состязания по CS:GO, LoL, Dota 2 и другим популярным дисциплинам.
С 2016 года киберспорт является официальной спортивной дисциплиной в РФ. Однако впервые его признали еще в начале века.
В 2001-м eSports был включен в реестр официальных в России видов спорта. Такое решение принял Госкомспорт, который в 2004 году стал Росспортом.
Обновленной государственной организации предстояло повторно признать ряд дисциплин спортивными. До 2016 года компьютерные игры не были официальными.
Киберспортивные игры
Чтобы получить статус киберспортивной, компьютерная игра должна полностью исключать элемент удачи, а исходы матчей — зависеть от навыков геймеров и командных тактик.
На стадии планирования видеоигры разработчики решают, каким будет их продукт — развлекательным или соревновательным. При выборе второго варианта компания создает честную игру. Например, на старте матча в CS:GO всем геймерам выдается равное количество денег, они получают и наносят урон с равной силой, не могут использовать чит-коды.
Киберспортивные игры делятся на классы, которые отличаются:
- Игровой задачей. Уничтожение соперников, победа в гонке, решение головоломки и прочее.
- Свойствами пространств. Наличие NPC-персонажей, взаимодействие с объектами карты.
- Свойствами моделей (персонажей). Бег, наклоны и другое.
- Навыками геймеров. Мышление, реакция, контроль над эмоциями.
Соревнования и турниры по киберспорту
Региональные и международные киберспортивные соревнования проводятся в десятках стран. До 2013 года самым престижным турниром среди геймеров считался World Cyber Games. Он более известен как мировое первенство по киберспорту. Отдельные участники и команды представляли свою страну, а по результатам выступлений создавался общий зачет.
WCG считался киберспортивным аналогом Олимпийских игр. Вскоре eSports могут не понадобиться копии ОИ, так как он претендует на включение в список официальных олимпийских дисциплин.
Славу WCG унаследовала организация ESL. Например, она проводит турниры серии IEM по CS:GO и LoL. Также лига Electronic Sports организовывает полупрофессиональные онлайн-чемпионаты. Многие из них не имеют денежных призов за победу и служат «трамплином» в элиту киберспорта.
Правила
Для получения права на проведение киберспортивного турнира необходимо иметь два документа: положение и регламент. Их особенности рассмотрены в таблице.
Документ | Пояснение |
---|---|
Положение | Составляется организаторами турнира. Регламентирует цель, порядок проведения соревнования и определения его итогов. Положение может действовать на протяжении года, если чемпионат состоит из нескольких серий. |
Регламент | Составляется организаторами турнира. Каждая требующая уточнения статья положения о соревновании должна иметь регламент. |
Киберспортивные ивенты бывают личными, командными и лично-командными. Победителем личного турнира считается игрок с достижениями в конкретной индивидуальной дисциплине — например, преуспевший в плей-офф по Mortal Kombat.
Для триумфа в командных поединках нужен коллективный успех. Например, выигрыш финала Major по CS:GO. В лично-командных дисциплинах формируются две зачета с такими результатами: личный и командный. Например, геймер может стать последним «выжившим» в PUBG. Если его партнеры также окажутся в числе финалистов, то возможен итоговый выигрыш в двух зачетах.
Участвовать в киберспортивных соревнованиях разрешено независимо от пола. Мужчины могут играть в одной команде и против женщин, если это не запрещено правилами турнира.
Формат проведения
Регламент и положение о чемпионате позволяют получить протокол для его организации. Формат проведения турниров требует наличия бригады судей. Часть наблюдателей следят за ходом матчей — например, проверяют компьютеры участников на факт наличия запрещенного ПО. Также в команду рефери входят технические арбитры, которые отчитываются перед главным судьей.
Деятельность геймеров, тренеров и рефери не должна выходить за рамки регламента соревнования.
К примеру, киберспортсмены не могут прийти на матч со своей клавиатурой или мышкой, наставникам по CS:GO запрещено подсказывать подопечным, а судьям нельзя находиться в командной зоне во время игры. За нарушения предусмотрены санкции — от предупреждений до денежных штрафов и дисквалификаций.
В таблице рассмотрены основные форматы проведения киберспортивных соревнований с точки зрения расположения геймеров.
Формат | Пояснение |
---|---|
Онлайн | Участники взаимодействуют дистанционно при помощи сети Интернет |
LAN | Геймеры находятся на одной игровой арене, соревнуясь через локальную сеть |
Удаленные состязания | Участники находятся в разных локациях, однако за их действиями следят судьи в режиме офлайн |
Дисциплины
Реестр российских видов спорта включает 7 киберспортивных жанров и более 20 видеоигр, в которых элемент удачи не преобладает над игровыми навыками в индивидуальном и командном направлениях. Все категории и самые популярные их представители кратко рассмотрены в статье.
Боевая арена
MOBA — это дисциплина с многопользовательскими командными сражениями. Наиболее известные представители Multiplayer Online Battle Arena — Dota 2 и LoL.
Жанр боевой арены основан на «разрушении» главного здания соперника. В MOBA реализован вид сверху, а каждый член команды управляет героем с определенными навыками. В процессе игры силу персонажей можно развивать.
Файтинг
Fighting — это компьютерная версия реальных единоборств. Зачастую вид файтинга не ограничивается стилями боя. Геймеры могут использовать любые разрешенные игрой приемы. Цель сражения: «бить» соперника и благодаря этому полностью снизить параметр его «здоровья». Самым известным представителем жанра Fighting считается Mortal Kombat. Также широкую популярность обрели Tekken и Street Fighter. В файтингах реализован вид сбоку.
Стратегии
Стратегии в реальном времени во многом похожи на боевые арены. В них также соревнуются команды в среднем по пять героев, а камера отражает вид сверху.
Однако «разрушение» основного вражеского здания может быть не единственным условием победы в игре жанра Real-time Strategy.
Например, в Warcraft и Starcraft нужно уничтожить чужие или защитить собственные активы. Навыки персонаже в RTS улучшаются по ходу игры.
Головоломки
Решение задач на логику относится к категории соревновательных головоломок. При этом видеоигры данного жанра могут заимствовать элементы других дисциплин. Например, мобильный Clash Royale относится к классу головоломок, хотя это фактически стратегия в реальном времени.
То же самое касается карточной игры Hearthstone, созданной на основе компьютерной стратегии Warcraft. Самым известным классическим представителем жанра соревновательных головоломок является Tetris.
Тактические бои
Шутер — это командная дисциплина с видом от первого или третьего лица. Суть тактического боя: «устранение» всех соперников и/или выполнение задания. На примере игры в CS:GO за антагонистов, это «вывод из строя» всех игроков спецназа или установка «бомбы».
В ходе симуляции тактического боя игрок может приобретать новое и улучшать имеющееся «оружие», покупать «броню» и другие игровые вещи. Кроме CS:GO, в топ самых популярных шутеров входят Overwatch и Fortnite.
Технический симулятор
Эта дисциплина зачастую представлена «гонками» на автомобилях, самолетах и прочих технических средствах. К таким симуляторам относятся «бои» на военной технике, такой как танки и корабли. В реестр видов спорта России входят Project CARS и другие игры с автомобилями.
Спортивный симулятор
К этой дисциплине относятся видеоигры, которые полностью или частично воссоздают реальные спортивные соревнования. Например, FIFA и NHL — это полные виртуальные копии настоящего футбола и хоккея. Но вот Rocket League — это аркадный гоночный симулятор в жанре футбола. Это значит, что он позаимствовал лишь некоторые элементы из реального спорта.
Составы команд
В индивидуальном киберспорте команда может быть представлена одним человеком, который самостоятельно тренируется, составляет заявку на участие на турнирах и выступает. В профессиональных командных соревнованиях состав клуба может включать от десяти игроков со следующими ролями:
- Геймеры — пользователи, которые сидят за компьютерами и напрямую участвуют в игре. Они получают зарплату и бонусы в виде призовых за высокие места или победу в турнире. Доход лучших геймеров в популярных дисциплинах (Dota 2, CS:GO и LoL) может достигать 100 000 долларов в год.
- Капитан — главный игрок команды, который руководит действиями партнеров и составляет стратегии. Капитан может не играть лучше всех, однако его решения должны кардинально влиять на ход матчей.
- Тренер — игровой и психологический менеджер команды. Он развивает профессиональные навыки геймеров, учит их контролировать эмоции, анализирует прошедшие матчи, следит за обновлениями и так далее. Нередко на роль тренеров выбирают бывших профессиональных геймеров.
Как принять участие в турнире
Чтобы попасть в профессиональную киберспортивную команду, необходимо заработать или найти предложение о сотрудничестве. В первом случае геймеру стоит часто и успешно играть в Сети на официальных серверах, например в CS:GO. Как это работает:
- Геймер покупает официальную версию шутера и успешно играет в него.
- На перспективного игрока выходят любительские команды и приглашают его к себе.
- Он выступает на любительских турнирах, за которыми следят менеджеры лучших коллективов.
- Геймеру предлагают контракт для соревнований на высшем уровне.
Также можно искать свободные места в командах. Информация о возможности сотрудничества появляется на киберспортивных форумах. Можно создать собственный коллектив. В этом случае необходимо пройти путь от участия в региональных соревнованиях до игр на международных турнирах с крупными призовыми фондами.
Призовые суммы
Размер денежного приза за победу и высокие места зависит от популярности соревнования. Например, призовой фонд чемпионата мира по боевой арене Dota 2 в 2021 году составил более 40 млн долларов. Для сравнения: на Masters 2023 по головоломке Hearthstone разыгрывались 50 000 долларов.
Победитель зачастую получает до 50% призового фонда, второе место — 15%, третье — 10%. Командам с пятой позиции в рейтинге и ниже достается менее 4%.
Федерации и ассоциации
Чтобы компьютерный спорт развивался и становился привлекательнее для участников и зрителей соревнований, существуют специализированные федерации и ассоциации. Первые устанавливают правила проведения турниров, организовывают их трансляции и делают все, чтобы фанаты получили удовольствие от просмотра матчей. Ассоциации eSports отстаивают интересы геймеров, такие как:
- Увеличение призового фонда.
- Рост уровня зарплат.
- Соблюдение командами правил трансферов игроков и прочее.
В России
Федерация компьютерного спорта России работает с 2017 года. Ее главные задачи — создавать правила проведения турниров по различным киберспортивным дисциплинам, формировать сборную страны для выступлений на международных соревнованиях и устанавливать регламент работы судей.
Также российская Федерация компьютерного спорта ведет образовательную деятельность.
Организация выпускает материалы по обучению, которые помогут начинающим геймерам построить карьеру в профессиональном киберспорте. Например, как федерация видит первые шаги в игровой профессии:
- Овладеть первым уровнем навыков работы с компьютером — включать и запускать программы.
- Выбрать игру — направление киберспортивной профессии.
- Найти тренера, который объяснит управление в видеоигре, поможет разработать тактики, сделает анализ сыгранных матчей и проведет подготовку к участию на турнире.
Киберспорт — работа, не предполагающая особой физической активности. Этим обеспокоена Федерация компьютерного спорта России. Чтобы у геймеров не было проблем со здоровьем, организация обязала их регулярно сдавать основные физкультурные нормативы вроде бега.
В Беларуси
В списке стран, в которых киберспорт признан спортом, все еще нет Беларуси. На сегодня в РБ действуют три федерации и ассоциации eSports, однако дисциплина остается не признанной на государственном уровне.
Первой заработала Белорусская федерация киберспорта. Ее задачи — организовывать соревнования и способствовать развитию дисциплины. Именно это учреждение проводит самые крупные в республике турниры по Dota 2 и другим популярным играм.
«Продвижением» в массы профессии геймера занимается Федерация компьютерного спорта Беларуси. Чтобы ускорить процесс признания eSports официальной дисциплиной, создана республиканская ассоциация компьютерного спорта.
G7
В конце 2005 года киберспорт как вид спорта переживал не лучшие времена. Организаторы некоторых соревнований не выплачивали вовремя призовые участникам, не было единого рейтинга команд по дисциплинам, происходили скандалы с трансферами игроков.
Для решения всех проблем по инициативе крупных киберспортивных организаций была создана ассоциация G7. Однако работала она недолго — с 2006-го по 2010 год.
Причиной распада ассоциации стали разногласия по контрактам между участниками.
WESA
На смену G7 пришла Всемирная ассоциация киберспорта. WESA работает с 2016 года, а ее членами являются крупнейшие команды и лиги eSports. Среди них один из самых титулованных киберспортивных клубов мира — российский Virtus.pro.
International Esports Federation
Созданная в 2008 году Международная федерация киберспорта объединяет более 100 национальных федераций. Кроме организации совместной работы стран по развитию компьютерного спорта, она проводит чемпионат мира по eSports.
National Electronic Sports Commission
Основанная в 2013 году комиссия отвечает за создание в киберспортивном игровом сообществе профессиональных отношений между федерациями, лигами и командами. Например, NeSC наделяет крупные организации и молодые клубы обязанностями, которые те способны выполнять.
Комментариев ещё нет.