Федерация компьютерного спорта России
Киберспорт уже несколько лет относится к топовым соревновательным дисциплинам. Этот вид получил мощный толчок к развитию в 2020 году, когда в мире стали запрещать проведение всех состязаний, кроме компьютерных. Но внимание к виртуальным играм появилось намного раньше — в начале нулевых. Еще в 2000 году в России была создана ФКС, которая стала заниматься организацией киберспортивных соревнований и обучением квалифицированных кадров в этом направлении. За два десятилетия ей удалось разработать полезные методические материалы, подготовить профессиональных судей, сформировать тематические клубы и секции. Сегодня функционирует официальный сайт Федерации компьютерного спорта России, на котором публикуется информация о ближайших мероприятиях, целях и задачах ведомства. В представленном материале проведен анализ работы ФКС и указаны перспективы развития организации.
История киберспорта в России
В мировом сообществе нет единого мнения о том, когда начал зарождаться виртуальный спорт. Отправной точкой можно считать май 1997 года. Тогда стартовал первый официальный киберспортивный турнир Red Annihilation. В нем приняли участие свыше 2000 игроков из разных стран мира. Соревнования проходили в рамках дисциплины Quake.
В России дебютное знаковое событие для виртуального спорта произошло в августе 1996 года. Тогда в Москве был открыт первый компьютерный клуб в стране, получивший название «Орки». В нем начали организовывать турниры по видеоиграм, для участия в которых приезжали геймеры из различных регионов. Эксперты сходятся во мнении, что именно эта дата является днем зарождения российского киберспорта.
В конце 90-х компьютерные клубы в России имели большую популярность, чем в США и Европе. По большей части это связано с тем, что тогда в стране не было качественного домашнего интернета.
Летом 1998-го в Санкт-Петербурге состоялись дебютные крупные соревнования по Starcraft. Сформировался первый костяк киберспортивных звезд: RippeR, Asmodey, Dilvish, NarK, AlGor, Crusader, Blade. Все они были неоднократными победителями и призерами чемпионатов по Starcraft, Quake и Doom. Появлялись первые медийные лица, такие как Дмитрий Пучков (Goblin). Он внес большой вклад в популяризацию компьютерных игр в России, регулярно публикуя материалы про Doom и Quake.
Игровые клубы быстро приобрели популярность. В крупных российских городах уже в начале нулевых были созданы десятки подобных заведений. Благодаря повышенному вниманию к этой теме со стороны молодежи киберспорт в стране поднялся на высокий уровень, а отечественные геймеры стали занимать призовые места в международных турнирах.
Знаковым событием для всего российского виртуального спорта стала победа в 2002 году команды M19 из Санкт-Петербурга на чемпионате мира по Counter-Strike в рамках World Cyber Games. Спустя четыре года в этой же серии турниров первое место по Need For Speed занял представитель российской команды Алан Енилеев (Alan).
В 2016-м российская сборная победила на ЧМ по PUBG. В этом же году лучшим игроком мира по киберспортивной дисциплине Hearthstone стал Владислав Синотов (SilverName).
Чемпионами планеты по Counter-Strike: Global Offensive становились две российские команды. Сначала Virtus.pro победили на EMS One Katowice 2014, а в 2022 году этот же коллектив завоевал кубок на IEM Rio Major. Также отличились Gambit eSports, заполучив титул чемпионов на PGL Major Krakow.
Ну а самое большое достижение российского киберспорта — первое место команды Team Spirit на The International 10 в 2021 году.
За этот триумф организация получила более $18 000 000 призовых. Спустя несколько месяцев ростер победил на PGL Arlington Major — втором по значимости турнире по Dota 2 после TI.
Что такое Федерация компьютерного спорта России
ФКС — российская организация, основанная 24 марта 2000 года. В 2001-м благодаря ее усилиям виртуальный спорт был признан в РФ полноценной соревновательной дисциплиной. Подробная информация об истории создания, развитии, проводимых мероприятиях и целях организации размещена на официальном сайте Федерации киберспорта в России.
Цель создания
ФКС была создана с целью организации и проведения различных виртуальных спортивных мероприятий, а также популяризации этого направления в России.
За более чем 20 лет существования при ее непосредственном участии состоялось свыше 1000 киберспортивных турниров, включая квалификации к международным ивентам.
Также ФКС разрабатывает методические материалы, аккредитирует места проведения соревнований, обучает и аттестует судей, развивает клубы и секции виртуального спорта.
Права и обязанности Федерации
ФКС приравнена к общероссийским спортивным федерациям. Ее полномочия распространяются на дисциплину «Компьютерный спорт». Главные права и обязанности организации перечислены в таблице.
Права | Обязанности |
---|---|
Вносить изменения в регламент ЕВСК в части, касающейся виртуального спорта | Организовывать и проводить чемпионаты России по киберспорту и другие соревнования по виртуальным дисциплинам |
Совершенствовать правила работы киберспортивных судей | Разрабатывать и утверждать правила по киберспортивным дисциплинам |
Вносить изменения в тренировочный план сборной России по виртуальному спорту, корректировать расписание игр команды | Формировать состав сборной России по киберспорту |
Если обобщить все возложенные на ФКС обязанности, то им можно дать короткое определение — создание полноценной киберспортивной инфраструктуры в стране. При этом Федерация должна согласовывать действия с Министерством спорта РФ.
Руководство организации
Президент ФКС — Дмитрий Вячеславович Смит, стоявший у истоков создания организации. В прошлом он был известным российским киберспортсменом, выступавшим под никнеймом Dilvish. В 90-е годы руководил кланом Orky, неоднократно становился призером крупных турниров по виртуальным дисциплинам.
В 1999 году Дмитрий Смит вышел на второе место в международном рейтинге лучших игроков по StarCraft.
Структурно ФКС состоит из Правления, Контрольно-Ревизионной Комиссии, нескольких Департаментов, юрисдикционных органов, а также комиссий, комитетов и коллегий специального назначения. Всего в ведомстве числятся 26 руководящих должностей.
Какие соревнования проводит Федерация
Главный турнир под эгидой ФКС — чемпионат России по киберспорту. В него входят шесть виртуальных дисциплин:
- Counter-Strike: Global Offensive
- Dota 2
- StarCraft II
- DCL-The Game
- Tekken 7
- Clash Royale.
Ежегодно в чемпионате России участвуют порядка 20 000 геймеров. Также ФКС проводит различные кубковые соревнования, организует мероприятия в рамках студенческих и школьных киберспортивных лиг. Отдельно разыгрывается чемпионат и кубок РФС по интерактивному футболу на основе симулятора FIFA 23.
Будущее организации
ФКС — одна из крупнейших организаций, поддерживающих русский киберспорт. Но она не имеет серьезных спонсорских вливаний и, соответственно, не может проводить турниры с большими призовыми выплатами. Конечно же, ведомство будет существовать и развиваться дальше. Но все лучшие российские киберспортсмены продолжат переходить в команды, участвующие в популярных коммерческих соревнованиях. Турниры под эгидой ФКС будут оставаться промежуточным вариантом для тех, кому не удалось пробиться на большую киберспортивную арену.
Комментариев ещё нет.