Признание киберспорта официальным видом спорта в России
Киберспортивные соревнования проходят с 1990-х, но официальный статус они приобрели сравнительно недавно. Важным этапом развития стало создание профессиональной лиги CPL в 1997 году. Однако это не приравнивало компьютерные игры к классическим дисциплинам. Первой в мире шаг в этом направлении сделала РФ. Признание киберспорта официальным видом спорта в России произошло в 2001 году. В статье расскажем, каких дисциплин это коснулось, что изменилось для профессиональных геймеров и какой статус у киберспортивных состязаний в остальных государствах.
Официальное признание киберспорта в России
В РФ компьютерные игры впервые приравняли к классическим дисциплинам в 2001 году. Но через пять лет решение отменили.
В 2002-м комитет возглавил Вячеслав Фетисов. При нем учредили Федеральное агентство по физической культуре и спорту. Процедуру признания киберспорта было решено провести повторно. Соревнования не прошли по двум обязательным критериям:
- Отсутствовало всероссийское объединение с соответствующей регистрацией.
- Киберспорт не получил распространения более чем в половине российских регионов.
На этом основании его исключили из повестки. Первые предпосылки к изменению решения возникли в 2014 году. Тогда была запущена образовательная программа для профессиональных геймеров.
Когда стал видом спорта
Снова киберспорт признан официальным видом спорта в России летом 2016-го. Приказ подписан 7 июня руководителем профильного министерства Виталием Мутко. Через год выдана аккредитация Федерации компьютерного спорта РФ (ФКС).
Смит — один из первых российских киберспортсменов. Дмитрий родился в Москве в 1977 году. Выступал под ником Dilvish. В 1990-е неоднократно побеждал и становился призером турниров по StarCraft. Пост президента ФКС занял в 2017-м.
Что это значит
Официальное признание киберспорта в России приравняло его к остальным классическим дисциплинам. После принятие этого решения в РФ участники киберспортивных соревнований получают разряды и звания. Например, можно стать мастером по компьютерному спорту. Официальный статус дисциплины позволил разработать образовательные программы для подготовки профильных тренеров и арбитров. Регулярно проходят состязания:
- ЧР по компьютерному спорту. Дебютные соревнования состоялись в 2018-м. Призеры по Dota 2 и Hearthstone заработали 1.87 млн RUB.
- Кубок России. Впервые прошел в 2016 году. В программе Dota 2, CS:GO, Clash Royale, Drone Champions League.
- Всероссийская киберспортивная студенческая лига. Образована в 2016-м. Сумма призовых в дебютный сезон — 7 млн RUB. Участники сначала сражаются на региональных этапах, а затем на зональном и финальном.
- Чемпионат и кубок России по интерактивному футболу. Участники играют на Xbox и PlayStation 4.
В РФ официально признаны семь киберспортивных дисциплин. Каждой соответствуют определенные компьютерные игры.
Дисциплина | Пример |
---|---|
Боевая арена | Dota 2, LoL |
Соревновательные головоломки | Тетрис, Clash Royale |
Стратегия в реальном времени | StarCraft II, Warcraft III |
Технический симулятор | Project CARS, Gran Turismo |
Спортивный симулятор | NHL, FIFA |
Файтинги | Mortal Kombat, Street Fighter V |
Тактический трехмерный бой | CS:GO, Valorant, Fortnite |
Следующим этапом развития киберспорта должно стать его включение в олимпийскую программу. Пока конкретных сроков нет, хотя заинтересованность МОК растет. Это позволит привлечь к Олимпиаде новых болельщиков молодого возраста, никогда ранее не интересовавшихся классическими видами спорта.
В 2023 году в Сингапуре прошла Олимпийская киберспортивная серия. В программу попали десять игр — стрельба из лука, танцы, тхэквондо, бейсбол, шахматы, вело- и мотоспорт, парусный спорт, стрелковый спорт и теннис.
По словам президента ФКС РФ Дмитрия Смита, работа над включением киберспорта в олимпийскую программу ведется. Ориентировочно это может произойти к 2028 году.
Киберспорт в различных странах мира
Компьютерные игры поэтапно получают признание наравне с другими дисциплинами по всей планете. Преимущественно это европейские и азиатские государства.
Южная Корея
Впервые киберспорт официально признан видом спорта в России в июле 2001 года. Спустя четыре месяца далеко продвинулись в его легализации южнокорейские чиновники. Они учредили официальную ассоциацию при министерстве. Помимо организации турниров, в ее обязанности вошла борьба с договорными встречами и контроль за выполнением условий контрактов киберспортсменов.
В 2015 году ассоциация получила от правительства олимпийскую аккредитацию. Это стало следствием большой популярности игр и веры чиновников во включение киберспорта в программу ОИ в ближайшей перспективе.
США
В Америке киберспортивные соревнования получили признание в 2013-м. Но это коснулось только League of Legends.
Пока решение о признании не распространяется на остальные игры. Всего профессиональный статус получили восемь команд.
Однако каждая киберспортивная организация имеет право в индивидуальном порядке подать прошение о включении в список.
Китай
В Поднебесной киберспорт приобрел официальный статус в 2003 году. Компьютерные игры стали 99-й дисциплиной, признанной китайским Министерством спорта.
Филиппины
В этом островном государстве на Юго-Востоке Азии киберспорт имеет официальный статус с 2013-го. Через два года один из самых известных коллективов в стране Mineski получил статус национальной команды.
Местные чиновники нередко в ручном режиме решают проблемы геймеров. Например, когда в 2015-м Rave не смогла отправиться на соревнования в Южную Корею и США из-за проблем с документами, вопрос передали высокопоставленным сенаторам.
Малайзия
В 2015 году официальный статус киберспортивные дисциплины приобрели в Малайзии. При местном спорткомитете создан отдел Esports Malaysia. В его обязанности вошло продвижение индустрии компьютерных игр.
Европа
В европейских государствах единого отношения к киберспортивным дисциплинам не выработано. Первыми компьютерные игры признали французы. Процесс был запущен в 2015-м. После нескольких этапов обсуждения законопроекта его приняли в Сенате спустя 11 месяцев.
В других странах решить вопрос так и не удалось. Например, официальное признание киберспорта анонсировалось в Швеции в 2021 году перед турниром The International по Dota 2. Однако местная спортивная конфедерация проголосовала против. Это привело к сложностям при оформлении виз для иностранных игроков.
Организатор чемпионата, американская компания Valve, в результате перенесла состязания в Румынию. Бухарест решил визовые вопросы. В 2022-м Румыния приравняла киберспорт к классическим дисциплинам.
Япония
В Японии киберспорт получил официальное признание в 2016 году. После принятия такого решения иностранным игрокам команды DetonatioN Gaming были вручены рабочие визы. Аналогичные документы получают все легионеры в классическом спорте.
Мексика
В этой центральноамериканской стране киберспортивные соревнования официально не признаны, однако пользуются популярностью. Из-за близости к США большинство геймеров сражаются не на компьютерах, а на консолях.
Индия
В этом азиатском государстве ситуация с киберспортом неоднозначна. В крупных городах у популярных дисциплин множество поклонников. При этом остается большое количество населенных пунктов, в которых нет ни интернета, ни компьютеров.
Большинство местных геймеров в последние годы отдают предпочтение League of Legends. Хотя раньше индийские игроки выбирали Counter-Strike.
В России официальные киберспортивные соревнования активно развиваются. В ближайшем будущем ожидается появление еще одного вида под названием «Интерактивный футбол». Федерация киберспорта уже проводит совместные соревнования с РФС по FIFA. Свои команды выставляют и клубы Российской Премьер-Лиги. Участники турниров по компьютерным играм под эгидой ФКС могут получать спортивные разряды в своих дисциплинах.
Комментариев ещё нет.