Анализ особенностей и развития киберспорта в Китае
Китай — крупнейший в мире рынок, поэтому каждая отрасль стремится иметь здесь свое представительство. Киберспорт получил в Поднебесной благодатную почву — около 150 000 000 поклонников компьютерных игр. Выручка местного сектора e-Sports оценивается в 200 000 000 долларов в год. Киберспорт в Китае развивается более четверти века — на частном и государственном уровнях. Команды из Поднебесной нередко доминируют в крупнейших геймерских соревнованиях. В статье рассказывается о масштабе киберспортивного рынка в КНР, самых известных командах, существующих рисках и перспективах.
Рынок киберспорта в Китае
Популярности турниров по компьютерным играм способствовало массовое открытие интернет-кафе. Первое специализированное киберзаведение появилось в Шанхае в 1995 году. Вскоре аналоги возникли в большинстве китайских городов, от желающих поиграть не было отбоя.
Профессиональная киберспортивная индустрия появилась в Китае в 1998 году.
Ее развитие началось после выхода игры StarCraft. В мировой истории киберспорта соревнования проводятся с 1990-х годов.
Сегодня китайцы — признанные лидеры в LoL, Dota 2 и Hearthstone. В стране активно развиваются шутеры. Сейчас практически в каждой компьютерной дисциплине есть китайская команда, способная бороться за трофеи.
Киберспорт в КНР превратился из развлечения для молодежи в крупную и прибыльную индустрию. Другие государства не достигли такого уровня монетизации сектора e-Sports.
Масштабы
Киберспорт в Китае развивается и получает прибыль параллельно из нескольких источников. Основные из них:
- Проведение турниров.
- Торговля игровыми аксессуарами.
- Организация трансляций матчей.
- Реклама.
- Продажа сопутствующих товаров и прав СМИ на показы турниров и информационную поддержку.
Киберспортивные компании в последние годы увеличивают доходы за счет организации и проведения крупных соревнований, а также создания профессиональных команд по различным дисциплинам. CADPA (Государственная китайская ассоциация по регулированию цифрового рынка) составила отчет о распределении доходов в местном киберспорте.
Источник дохода | Доля рынка, % |
---|---|
Продажа игр | 83.29 |
Потоковые трансляции | 13.96 |
Организация турниров | 1.24 |
Доходы организаций | 1.01 |
Остальные источники | 0.52 |
Развитию интереса к киберспорту в Китае способствовало проведение крупных геймерских соревнований. В стране проходят турниры с призовыми фондами в десятки миллионов долларов. Они позволяют получать большую прибыль конкретным киберспортсменам.
По данным портала Esports Earnings, китайские геймеры лидируют по сумме заработанных призовых.
Они борются за первенство в рейтинге с американцами. При этом в Китае примерно в три раза меньше действующих игроков по сравнению с США.
Страна | Количество профессиональных геймеров | Сумма призовых, USD |
---|---|---|
Китай | 8024 | 261 492 447 |
США | 25 340 | 253 102 742 |
Южная Корея | 5467 | 135 364 277 |
Россия | 4954 | 74 886 408 |
Дания | 1994 | 55 951 313 |
Бразилия | 4750 | 52 806 180 |
Швеция | 3092 | 51 820 564 |
Франция | 5645 | 50 522 506 |
Германия | 6024 | 45 044 942 |
Канада | 3831 | 43 755 781 |
Профессиональные геймеры становятся звездами с большой фан-базой. Это позволяет получать дополнительную прибыль от проведения стримов в соцсетях и продажи рекламы на персональных страницах в мессенджерах. В основном геймеры продвигают оборудование и аксессуары для игр. Это ведет к увеличению покупательской способности в сегменте e-Sports.
Признание на государственном уровне
Китайские власти одними из первых признали киберспорт. Статус официальной дисциплины соревнования по компьютерным играм получили в 2003-м. В России это произошло двумя годами ранее.
КНР последовательно развивает это направление с расчетом на выгоду для внутренней экономики. В 2016-м Министерство образования ввело киберспортивные специальности в 50 вузах страны. В университетах обучают игроков, руководителей и сотрудников геймерских организаций.
Студенты повышают навыки в разных дисциплинах, учатся проводить мероприятия и соревнования, изучают менеджмент. Есть курсы по созданию и разработке игр.
В 2019 году китайское Министерство кадров и социального обеспечения внесло в перечень официальных профессий киберспортсменов и киберспортивных операторов (организаторов соревнований).
В 2021-м правительство Китая включило виртуальный спорт в 14-ю пятилетку до 2025 года. Также были сформированы национальные стандарты для профессиональных геймеров.
Перспективы вхождения компьютерных дисциплин в олимпийскую программу пока остаются призрачными, но первый шаг уже сделан. Киберспортивные турниры стали частью Азиатских игр. В 2023 году эти соревнования прошли в китайском Ханчжоу. На состязаниях разыграли медали по семи дисциплинам:
- Arena of Valor
- Dota 2
- Dream of the Three Kingdoms 2
- EA Sports FC
- League of Legends
- PUBG Mobile
- Street Fighter V.
Дополнительно были организованы показательные состязания по робототехнике. В итоговом медальном зачете уверенно победили китайские киберспортсмены — четыре золотые награды и одна бронза. В дисциплинах Street Fighter V и League of Legends первенствовали корейские геймеры, в соревнованиях по EA Sports FC выиграла команда из Таиланда.
Возможности для зарубежных игроков
В Китае высокий спрос на компьютерные игры, поэтому компании имеют большой потенциал для роста и развития. Прежде всего, это касается LoL и Dota 2. Рынок открыт для иностранных организаций и геймеров.
По мнению экспертов, драйвером развития киберспортивного направления в ближайшем будущем станет сочетание e-Sports с новыми форматами. Прежде всего, с виртуальной, дополненной и смешанной реальностями, а также технологиями NFT и блокчейн.
Китайский киберспорт нуждается в дополнительных талантах. Отрасли требуются:
- Геймеры.
- Организаторы мероприятий.
- Менеджеры киберспортивных клубов.
- Комментаторы стримов.
- Журналисты.
- Сотрудники по разработке сопутствующих продуктов — мобильных приложений и так далее.
По оценкам инвестиционного холдинга Tencent, в ближайшие три-четыре года потребуются от двух миллионов новых специалистов для поддержания конкурентоспособности страны на этом рынке. Дополнительные возможности для бизнеса существуют в сопутствующих отраслях, например, в продаже мерча и атрибутики для фанатов.
Риски
На фоне высокой покупательской способности и увеличивающихся темпов роста киберспортивная отрасль в Китае сталкивается с проблемами. Причина — стремление правительства сбалансировать возможности и выгоды частного бизнеса с общественными интересами. В первую очередь это касается защиты населения младших возрастных групп.
С лета 2021 года власти запретили таким представителям общества играть на компьютере более трех часов в неделю.
Более того, доступ у молодых людей существует только по пятницам, а также в выходные и праздничные дни. Для контроля перед входом в каждую игру требуется идентификация личности со сканированием лица. Подобные ограничения скажутся на киберспортивном будущем Китая, так как в большинстве дисциплин геймеры выступают с 10-14 лет. Может снизиться интерес к e-Sports у молодежи.
Дополнительные ограничения связаны со сложностями для проектов при выходе на рынок. Например, с лета 2021 по апрель 2022 года китайское правительство не выдало ни одной лицензии на новые монетизируемые дисциплины. Затем Министерство торговли упростило регистрацию, но установило рекомендации. Теперь следует отдавать предпочтение образовательным играм.
Существуют опасения в достижении потолка развития для киберспортивного рынка после многих лет стабильного расширения и роста. Настораживающие симптомы появились в 2022 году. По итогам шести месяцев впервые за долгое время доход отрасли снизился на 1.8%. Замедлилась прибыль от стримов и продаж игр.
Будущее
Невзирая на существующие опасения, большинство специалистов оптимистично смотрят на развитие китайского киберспорта. Прежде всего, это связано с ожиданием скорого признания геймерских дисциплин официальными видами спорта. Следующий этап — их включение в олимпийскую программу.
Дополнительные возможности для иностранных инвестиций существуют в сопутствующих отраслях. Это организация мероприятий и стримов, спонсорская поддержка, создание новой молодежной развлекательной индустрии.
Для достижения успеха необходимо внимательно следить за изменениями китайского законодательства. Государственная политика по-прежнему оказывает огромное влияние на местный киберспорт. Например, правительство КНР может подтолкнуть рынок производить больше образовательного и социально ответственного контента.
Как показывают киберспорт в китайских сериалах
Киберспорт регулярно становится темой современных фильмов и сериалов. Особенно часто кино про компьютерные игры снимают в Китае. Даже в несвязанных с e-Sports картинах минимум один герой обязательно будет геймером или разработчиком.
В стране выходит много сериалов, где киберспорт — основная тема. Их интересно анализировать, так как китайский кинематограф пронизан местным колоритом и повесткой Коммунистической партии. Поэтому освещение конкретной темы говорит о позиции государства, а не режиссера.
Одна из последних новинок — мелодрама «Влюбиться в твою улыбку». Здесь много внимания уделено важности национального фактора.
Среди главных проблем — появление геймеров из Южной Кореи и других азиатских стран в местных компьютерных клубах. В сериале из-за границы приезжают сильные игроки, но они оказываются бесполезными, так как не учитывают существующие нормы и не уважают китайскую культуру. Главный герой прямым текстом говорит о необходимости выращивать и развивать собственные таланты вместо приглашения легионеров.
Еще одна особенность китайского кинематографа — стремление прославлять страну на международной арене. Например, в сериале «Правила стрима: атакуя твое сердце» герою важно победить именно в составе китайской команды. Любое поражение воспринимается не как личная неудача, а как ущерб для имиджа государства.
В сериалах о киберспорте освещается проблема отцов и детей.
В местной культуре высоко ценится мнение старших, поэтому его нельзя игнорировать. Когда родители не понимают и не признают значение компьютерных игр, это ведет не к бытовым ссорам, а к разрушению семьи. Дети часто уходят из дома, и в китайском кинематографе им на помощь приходит государство. Герои регулярно подчеркивают официальный статус геймеров и возможность получить высшее образование по выбранному направлению.
Борьба с увлечением играми среди населения младших возрастов сказывается и на персонажах сериалов. Геймеры в кино — это молодые люди в основном в возрасте от 23 лет. Многие из них окончили институт или параллельно получают высшее образование, работают.
Популярные киберспортивные команды в Китае
Самый успешный китайский коллектив — LGD Gaming. На соревнованиях по Dota 2 команда заработала 22 000 000 долларов. Она существует с 2010 года. С 2018-го выступала под названием PSG.LGD. Партнерство с французским футбольным клубом закончилось в сентябре 2023-го. Главные достижения — вторые места на турнирах The International 2018 и 2021. Китайский коллектив проиграл два финала с одинаковым счетом 2:3.
Почти $12 000 000 заработала за карьеру китайская команда Newbee. На киберспортивную арену она вышла в 2014-м. В этом же году коллектив одержал победу на самом престижном турнире по Dota 2 — The International.
На соревнования китайцы попали по прямому приглашению от Valve. В групповой стадии они были не слишком убедительны — с трудом вышли в плей-офф с девятого места. Только там они начали демонстрировать мощную игру и завоевали трофей. Newbee заняли вторую позицию на The International в 2017 году, а в 2021-м получили пожизненный бан за участие в договорных матчах.
Команда Vici Gaming существует с 2012 года. В 2014-м вместе с Newbee они организовали китайский финал на The International. VG уступили со счетом 1:3.
Китайские команды достойно выступают и в других киберспортивных дисциплинах. Один из самых известных профессиональных геймеров в стране — Ли Сяофэн с ником Sky, добившийся успехов в Warcraft III. Дважды он побеждал на чемпионатах мира по киберспорту.
Самый богатый китайский геймер — Ван Ame Чуньюй. Один из сильнейших керри мира играет за LGD Gaming.
В отличие от большинства других топовых киберспортсменов, Ame никогда не был медийным игроком. Он пытался держаться в стороне от скандалов, интервью и публичных выступлений.
В Китае многие ожидают признания киберспорта на международном уровне и включения его в олимпийскую программу. Это придаст еще больше веса геймерским дисциплинам. Лучшие игроки смогут участвовать в официальных состязаниях и бороться за медали на самом престижном соревновании на планете — Олимпиаде.
Комментариев ещё нет.