Приветственный бонус для вас
Бонусы Бонусы Фрибеты Фрибеты Промокоды Промокоды Матч-центр Матч-центр Киберспорт Киберспорт
Киберспорт | Статьи

История киберспорта в мире

КиберспортФото: gambit.gg
Букмекерская контора Винлайн
3 000 ₽
Бонус до 3 000 RUB

Киберспорт по популярности уже превосходит теннис, волейбол, MMA и другие топовые виды спорта. Но так было не всегда. Особенность этой дисциплины поможет понять краткая история киберспорта в мире. В статье рассказывается, как проводятся виртуальные соревнования сегодня, отмечаются их перспективы в будущем. Также читатели узнают, в каком году появился киберспорт, как проходили первые турниры, почему данное направление подвергалось большой критике и откуда у этой дисциплины огромный потенциал для развития.

История появления киберспорта

Первые соревнования по виртуальным дисциплинам в привычном для современных пользователей понимании стали проходить в 1990-х годах XX века. Однако история появления киберспорта начинается задолго до этого. После 1945 года были обнародованы технологии, которые ранее использовались только для военных целей. Гражданские ученые и энтузиасты стали изучать компьютерные системы. Их начали внедрять на различных предприятиях и в государственных учреждениях.

Большой вклад в развитие вычислительных технологий внес Джон фон Нейман — математик из США, создатель теории игр. В одной из своих работ он описал архитектуру компьютера EDVAC.

Дополнительно велась деятельность и по разработке первых игровых программ. Однако на протяжении двух десятилетий они не рассматривались учеными как способ развлечения. Игровые системы использовались для тестирования разных алгоритмов и имели исключительно прикладное значение.

Год появления

Первое официальное киберспортивное соревнование прошло 19 октября 1972 года между учащимися Стэнфордского университета. Турнир состоялся по игре Spacewar!, а в качестве награды была подписка на популярный журнал Rolling Stone сроком на один год. День проведения этого чемпионата и считается официальной датой, когда зародился киберспорт.

Популярность в России

Первые крупные соревнования по виртуальным дисциплинам в России стали проходить в 1990-е годы. Люди в СССР уже привыкли к подобным развлечениям, так как на протяжении 20 лет в больших городах устанавливались игровые автоматы.

Лучшие букмекеры для ставок на спорт
1
3 000 ₽
Приветственный
2
7 000 ₽
Приветственный
3
10 000 ₽
Фрибет

С появлением первых видов персональных компьютеров индустрия стала развиваться еще быстрее. На лидирующие позиции вышли такие игры, как Starcraft, Quake, DOOM и Warcraft. В августе 1996 года открылся компьютерный клуб «Орки», что ознаменовало начало развития киберспорта в России.

С 1996 года в стране повсеместно стали проводить турниры по топовым виртуальным развлечениям. Наряду с Москвой ведущую роль в организации игровых ивентов занимал Санкт-Петербург. Компьютерные клубы стали основным местом проведения соревнований, многие геймеры находились здесь практически круглосуточно. Популярность таких площадок была выше, чем в США. Одна из причин — в конце 1990-х годов в странах СНГ доступ к компьютерам и домашнему интернету имели лишь обеспеченные люди.

В 2001 году Россия первой в мире приравняла киберспорт к официальным дисциплинам.

В 2002-м случилось громкое событие — команда M19 из Санкт-Петербурга стала чемпионом в турнире World Cyber Games по Counter-Strike. Через 4 года на WCG по NFS золотые медали завоевал Алан Енилеев.

Победа М19

Фото: wcg.com Состав команды M19 после победы на WCG в 2002 году

В июле 2006 года киберспорт был исключен из списка официальных соревновательных видов страны. Отчасти из-за этого многие российские геймеры перешли в зарубежные клубы.

В 2016 году после возрождения компьютерного спорта сборная команда по PUBG заняла первое место на чемпионате мира по данной дисциплине. Наряду с этим россиянин Владислав Синотов (SilverName) стал лучшим игроком мира по Hearthstone.

Больших успехов в CS:GO добивались две российские команды. В 2014 году чемпионом мира по этому направлению стала организация Virtus.pro и спустя 8 лет повторила это достижение. Также отличилась команда Gambit Esports, занявшая первое место на PGL Major Krakow 2017.

Самый лучший результат по количеству призовых в России и мире принадлежит составу Team Spirit по Dota 2. Коллектив стал чемпионом The International 2021 и заработал по итогам турнира $18 208 300.

Team Spirit на TI10

Фото: teamspirit.gg Команда Team Spirit получает Aegis на TI10

Благодаря громким победам и большому сообществу геймеров в России киберспорт развит на высоком уровне. Любители этой дисциплины поддерживают не только отечественные команды, но и коллективы из других регионов СНГ.

История развития киберспорта в мире

В западных странах в конце 1990-х годов виртуальные игры развивались примерно в таком же темпе, как и в России. За единственным исключением — в США и Европе людям было проще начать заниматься киберспортом, потому что все необходимое оборудование являлось широко доступным.

В 2000 году появились международные турниры WCG и ESWC, которые начали проводиться регулярно. Спустя два года стартовала одна из самых масштабных киберспортивных лиг под названием MLG, поучаствовать в которой стремились лучшие геймеры мира.

США

В США основная история киберспорта стартует только в 2013 году, когда дисциплина League of Legends была приравнена к официальным соревновательным видам. Создается упрощенная виза для геймеров, в страну начинают массово приезжать профессиональные игроки. Одновременно с этим американская компания Valve заканчивает разработку Dota 2. Наряду с CS:GO, вышедшей летом 2012 года, эта дисциплина становится главной в мировом киберспортивном сообществе.

Западная Европа

В европейском регионе знаковым событием стало создание в 1997 году международной киберспортивной организации ESL. Она начала проводить турниры по различным дисциплинам с крупными призовыми фондами и популяризировать виртуальные игры в Германии, Франции, Польше, Дании, Норвегии, Швеции, Финляндии и ряде других стран Европы.

Сегодня на сайте ESL зарегистрировано более 12 000 000 пользователей. Главными играми, по которым компания организует соревнования, являются Dota 2, CS:GO и StarCraft 2.

СНГ

В данном регионе киберспорт активнее всего развивался в России и Украине. В 2003 году появилась первая крупная организация Virtus.pro, собравшая состав по Counter-Strike, а спустя несколько лет и по Dota. Российский клуб неоднократно становился победителем турниров серии Major и входит в десятку самых успешных киберспортивных команд мира. За все время организация заработала более $18 000 000 призовых.

Некоторое время состав Virtus.pro по CS:GO выступал под тегом Outsiders.

В 2009 году открылось подразделение Natus Vincere по Counter-Strike. Украинский клуб сразу начал показывать хорошие результаты на мировой арене и победил в крупном турнире IEM, получив за первое место 50 000 долларов. Сегодня NAVI — одна из самых титулованных команд в мире по CS:GO, а главным достижением организации является победа на PGL Major Stockholm 2021. Призовые за первую позицию в этом соревновании составили $1 000 000.

Тест на знание киберспорта

После 2010-х годов киберспорт начал популяризироваться в Беларуси и Казахстане. Крупнейшими организациями по виртуальным играм в этих странах стали Nemiga Gaming и Avangar.

Мексика

У мексиканцев более распространены консольные игры, однако и в компьютерном спорте у них есть хорошие результаты. Самой популярной дисциплиной в этом государстве является StarCraft II. Существует несколько крупных организаций по League of Legends. В 2013 году мексиканский коллектив Lyon Gaming занял четвертое место в турнире по LoL в рамках соревнований WCG.

Индия

Индийские киберспортсмены участвуют в соревнованиях по виртуальным дисциплинам с начала 2000-х годов. Самым развитым направлением в стране было Counter-Strike 1.6. Известные команды — ACID и Team ATE, постоянно участвовавшие в состязаниях WGG. Сегодня наибольшей популярностью обладают Dota 2 и League of Legends, но каких-то значимых достижений на мировой арене у индийских клубов нет.

Первые проводимые турниры

В мировой истории первый турнир по киберспорту — это соревнование по игре Spacewar!, организованное в 1972 году. Она представляла собой космический шутер в формате 1 на 1.

Спустя 20 лет технологический прогресс позволил создавать более интересные проекты. Так появился файтинг Street Fighter 2, который вошел в список самых популярных соревновательных игр. Также большой вклад в развитие индустрии внесли DOOM, Starcraft и Quake. Стали появляться и другие виртуальные виды, но с меньшей аудиторией геймеров. Самые популярные турниры на начальных этапах развития киберспорта:

  • Extreme Annihilation.
  • True Gamers Invitational.
  • Quakecon.
  • Ground Zero.
  • Frag 3.
  • Razer CPL Event.
  • Progamer Korea Open.
  • OnGameNet Starleague.

Первые большие соревнования по киберспорту стали проводиться в начале 2000-х годов. Одной из главных на протяжении 13 лет была серия WCG, в рамках которой организовывались ивенты по различным популярным играм: CS, Quake, Halo, StarCraft, Warcraft, FIFA, Tekken, NFS и так далее.

Главные правила и дисциплины

Федерации различных стран мира отнесли к официальным видам киберспорта более 20 виртуальных игр. Все они разделены на несколько жанров.

Название жанра

Краткое описание 

Основные дисциплины

Стратегия в реальном времени

Геймеры управляют различными персонажами или их группами на определенной карте. Цель — захват территорий, зданий и других активов соперника. Большое значение имеет накопление ресурсов.

Warcraft 3, StarCraft II

Боевая арена

Игровые события происходят на выдуманной карте. Задача участников — разрушить здания врага или захватить его территории. В отличие от стратегий, здесь нередко в управлении находится один персонаж.

League of Legends, Dota 2, Wild Rift

Файтинг

Виртуальные единоборства, в том числе и вымышленного вида

Tekken 7, Mortal Kombat, Street Fighter V

Шутер

Симуляторы реального командного боя. В разных играх для победы требуется либо уничтожить всех врагов, либо выполнить миссию.

CS:GO, PUBG, Rainbow Six Siege, Fortnite, Overwatch, Valorant

Спортивный симулятор

Виртуальные игры, в которых симулируются матчи настоящих видов спорта: футбола, тенниса, хоккея и так далее

NHL, FIFA, Rocket League

Технический симулятор

В данных дисциплинах геймерам необходимо управлять транспортными средствами и другой техникой

Assetto Corsa Competizione, Project CARS, Gran Turismo

Подробные правила турниров и матчей публикуются организаторами до начала соревнования. Изменения в регламент вносятся редко, в основном из-за серьезных технических проблем.

Требования к проведению соревнований

Если речь идет о LAN-соревновании, то игровая площадка должна соответствовать нормам законодательства в области физической культуры и спорта той страны, в которой проводится ивент. В обязанности организаторов входят:

  • Разработка и утверждение правил чемпионата.
  • Регистрация участников.
  • Создание судейской коллегии.
  • Обеспечение проживания геймеров на время турнира.
  • Подготовка игрового оборудования.
  • Налаживание звука и видеосопровождения матчей.
  • Обустройство зрительского зала.
  • Формирование призового фонда.
  • Разработка сценария дополнительных мероприятий во время ивента.

До начала турнира желающие команды и одиночные геймеры должны заблаговременно подать заявки, а организатор проверить их и зарегистрировать участников.

В случае серьезных нарушений правил соревнования возможно исключение клуба или отдельного игрока с аннулированием всех полученных ранее достижений в рамках турнира.

Полупрофессиональные лиги

В киберспорте не все турниры организуются крупными компаниями. Есть много чемпионатов коммерческого уровня. Например, несколько сезонов подряд благодаря усилиям Русской дуэльной лиги состоялись соревнования по Quake II. Также киберспортивное сообщество ClanBase организовывало матчи по Counter-Strike среди любителей и профессиональных игроков, не участвующих в международных ивентах.

Составы команд

В большинстве видов игр количество участников в ростере — от 2 до 5. Также встречаются дисциплины, в которых коллектив может состоять из 10-15 человек. Основные роли в команде:

  • Игрок. Геймер, их в команде больше всего.
  • Капитан. Такой же геймер, но с расширенными полномочиями.
  • Тренер. Не участвует в игровых действиях, занимается подготовкой состава.

В больших организациях есть психолог, менеджер, директор и другие должности. Но в состав команды они не включены и выполняют задачи неигрового характера.

Призовой фонд

Сегодня за первое место в крупных турнирах можно получить в среднем от $300 000 до $1 000 000. Самый большой призовой фонд в размере $40 018 195 был разыгран в 2021 году на The International 10 по Dota 2. За победу в чемпионате российская команда Team Spirit получила порядка 18 000 000 долларов призовых.

Как проводят соревнования сегодня

Киберспортивные турниры могут организовываться в различных форматах. Например, по составу участников соревнования делятся на виды:

  • Командные
  • Личные
  • Смешанные.

В командных состязаниях участвуют составы от 2 человек и более. К таким относятся Dota 2 и CS:GO. Игроки взаимодействуют между собой в одном матче для достижения общей цели.

В личных чемпионатах соревнуются одиночные геймеры. Пример — турниры по FIFA и Tekken. В смешанных состязаниях участвуют несколько команд или игроков, очки которых суммируются и используются в общем зачете.

Трансляции киберспорта по спортивным каналам

В России главным телеканалом, освещающим киберспортивные события, является «Матч ТВ». Но зрители привыкли смотреть трансляции виртуальных дисциплин в Сети.

Каналы студий вещания

Большинство турниров по киберспорту освещается различными студиями на платформе Twitch. В России популярен RuHub, также зрители в СНГ смотрят украинские каналы Maincast, StarLadder и WePlay.

Киберспортивные издания и порталы

Крупнейшим форумом, освещающим соревнования по CS:GO, является HLTV. Сайт организации начал работать в 2002 году, сегодня его посещают более 4 000 000 пользователей в месяц.

Для получения оперативной информации о командах и геймерах эксперты рекомендуют мониторить страницы ресурса в социальных сетях.

Если требуется полная статистика по всем виртуальным дисциплинам, можно подписаться на англоязычное издание ESPN. Также удобно анализировать информацию на киберспортивном ресурсе Liquipedia.

Мировые крупные ассоциации и федерации киберспорта

Сегодня виртуальные игры приравнены к официальным видам спорта не только в России, но и во многих других регионах. В таких странах есть киберспортивные организации, обеспечивающие развитие этой индустрии на государственном уровне.

Федерация компьютерного спорта России

24 марта 2000 года была основана ФКС — организация, в задачи которой вошли популяризация киберспорта в России и проведение турниров по виртуальным дисциплинам. За все время под ее эгидой состоялись более 1000 соревнований, в том числе и квалификаций к международным событиям.

Чемпионат по Дота

Фото: resf.ru Игровая площадка чемпионата по компьютерному спорту, организованного ФКС России

В 2023 году организация провела российский чемпионат по виртуальным видам спорта. В рамках него были определены лучшие команды и игроки по дисциплинам Dota 2, CS:GO, DCL-The Game, Clash Royale, Tekken 7 и StarCraft II.

Федерации и ассоциации в Республике Беларусь

БФК была учреждена 6 января 2017 года. Ее главные задачи — внедрение соревновательных компьютерных игр в широкие слои населения. Федерация активно содействует другим организациям в популяризации виртуальных дисциплин.

В Беларуси есть ассоциация компьютерного спорта, зарегистрированная в 2020 году. Это объединение, которое тоже прилагает усилия для развития виртуальных соревнований в стране. В ее состав входят такие организации, как United Gamers, COSMOS, Pavaga Community, PLATOON и другие белорусские компании и киберспортивные команды.

G7

Международная федерация, основанная в 2006 году на территории Швеции. Сотрудничала с несколькими крупными киберспортивными лигами, организовывала турниры и всячески продвигала виртуальные игры в Европе, Северной и Южной Америке. Остановила деятельность в 2010 году.

International e-Sports Federation

Международная федерация киберспорта зарегистрирована в Южной Корее в 2008 году. Цель — добиться признания виртуальных дисциплин как спорта во всех странах мира. На начало 2023 года ведомство состоит из 128 национальных организаций по компьютерным соревновательным играм, включая ФКС России.

WESA

Ассоциация, основанная в 2016 году ESL при поддержке ряда других киберспортивных организаций. В ее состав вошли многие профессиональные команды, включая Natus Vincere, MOUZ, Virtus.pro, Fnatic. Занимается проведением турниров по виртуальным дисциплинам и разработкой новых правил компьютерных игр.

NeSC

Азиатская киберспортивная ассоциация, основанная в 2013 году усилиями ряда филиппинских организаций. Главные цели — установление единых правил для компьютерных видов и контроль за их соблюдением.

Факты про ставки на киберспорт

Соревнования по виртуальным играм всегда интересны, так как организаторы ежегодно придумывают новые форматы проведения и развлекательные мероприятия. Букмекеры тоже не отстают и пытаются постоянно улучшать раздел с прогнозами на виртуальные дисциплины. Бетторам будет полезно узнать любопытные факты про киберспорт и советы по ставкам на него. Вот некоторые из них:

  • В топовых БК маржа на игровые дисциплины не превышает 7-8%.
  • Среднее количество исходов в росписи матчей — от 70 до 150.
  • В зарубежных букмекерских конторах часто можно встретить раздел «Виртуальные игры». В нем проводятся поединки, ход которых генерируется искусственным интеллектом.
  • В большинстве видах ничья предусмотрена только в матчах формата best of 2.
  • Некоторые букмекеры предлагают не только ставки на профессиональных геймеров, но и на игры стримеров.

Чтобы хорошо подготовиться к событию и сделать верный прогноз, эксперты рекомендуют изучить статистику играющих команд и просмотреть свежие новости о них. Это не означает, что необходимо заниматься историей развития и анализом киберспорта в мире с момента его зарождения. Достаточно проверить результаты за последние 3-4 официальных турнира. Информация будет актуальна в случае сохранения составов.

Перспективы киберспорта

История создания киберспорта и его развитие напрямую связаны с появлением компьютерных технологий. Их улучшение способствовало разработке новых игр, которые становились более привлекательными.

В 2018 году МОК внес киберспорт в список олимпийских соревновательных видов.

Из-за высокой популярности виртуальных дисциплин в эту индустрию пришли известные компании и бренды, готовые спонсировать крупные турниры. Сегодня соревнования серии Major по CS:GO обладают призовым фондом от $500 000 до 1 000 000. На чемпионатах мира по Dota 2 начиная с 2014 года разыгрывается не менее 10 000 000 долларов. Трансляции финальных матчей по виртуальным дисциплинам превосходят по количеству просмотров многие виды классического спорта.

Признание киберспорта официальным видом спорта в России
Признание киберспорта официальным видом спорта в России
Читать также

Вдобавок планируется интеграция киберспортивных направлений с футболом и другими соревнованиями. Так, в 2024 году в Казани состоится ивент «Игры будущего», в котором представят порядка 15 гибридных видов.

Все это указывает на то, что киберспортивное направление остается одним из самых перспективных в мире. Геймерское сообщество ожидают большие перемены и новые этапы развития, в том числе благодаря внедрению технологии виртуальной реальности.

Сколько зарабатывают геймеры

Основная часть доходов профессиональных игроков — призовые с соревнований. Поэтому их заработок напрямую зависит от личных навыков или успешности команды. Если взять самый крупный выигрыш за всю историю, то он принадлежит участникам коллектива Team Spirit. За победу на The International в 2021 году клуб получил $18 208 300 призовых. Это означает, что каждый геймер состава заработал около 3 700 000 долларов.

Также на доходы игроков влияет ежемесячный оклад от организаций, в которых они состоят. В топовых командах СНГ эта сумма может достигать 10-15 тысяч долларов. В Европе и США средняя зарплата популярных геймеров — от $15 000 до 30 000.

К этим суммам стоит приплюсовать деньги с рекламных контрактов, проведения стримов и донатов зрителей. Однако точные гонорары не найти в открытом доступе.

Критика компьютерного спорта

История возникновения киберспорта, как и все последующее развитие этого вида, подвергалась критике. Главные претензии — отсутствие четкого регулирования индустрии, большое количество договорных матчей, случаи обмана коллективов со стороны организаторов соревнований.

Возможно, где-то до начала 2010-х годов эта критика была обоснованной. Однако после прихода в виртуальный спорт больших денег и крупных организаций ситуация изменилась в лучшую сторону.

Сегодня виртуальные дисциплины регулируются международными федерациями, а также региональными ассоциациями.

Каждый участник официального турнира защищен юридически и при любом исходе получает положенные ему призовые. Договорные матчи же типичны для полупрофессиональных лиг, которые существенного влияния на киберспорт не оказывают.

Часто задаваемые вопросы

🪙 Что такое донат?
Это денежное поощрение стримеров со стороны зрителей. Относится к категории пожертвований, поэтому платить налоги с такого вида дохода не требуется.
📱 Есть киберспортивные соревнования по мобильным играм?
Да. К самым популярным дисциплинам относятся Clash Royale, Free Fire, Mobile Legends: Bang Bang, Arena of Valor и PUBG Mobile.
❓ Кто разработал первую киберспортивную игру?
История первой киберспортивной игры Spacewar! связана сразу с несколькими людьми. Главным разработчиком был Стив Рассел, а помогали ему программисты Дэн Эдвардс, Боб Сандерс, Мартин Грец, Стив Пайнер и Питер Самсон.
💰 Кто из российских геймеров самый богатый?
Если говорить только о заработке с турниров, то самый успешный игрок из России — Ярослав Найденов (Miposhka). Его доходы за карьеру составляют примерно 4 200 000 долларов. Большую часть призовых получил за победу на TI10 по Dota 2.
🎮 Проводятся ли турниры по консольным играм?
В истории киберспорта были соревнования на консольных платформах по FIFA, Street Fighter, Halo и ряду других виртуальных дисциплин, однако большой популярности среди геймеров и зрителей они не сыскали.
В беттинге с 1998 года. Разработал несколько прибыльных стратегий на хоккей и футбол, основанных на показателях продвинутой статистики.
Киберспортивные матчиВсе матчи
League of Legends
Development League
Сегодня в 09:00
EDG Youth
EDG Youth
TT Gaming Young
TT Gaming Young
League of Legends
LDL
Сегодня в 11:00
Royal Club
Royal Club
Joy Dream
Joy Dream
Бесплатные трансляции
Просто зарегистрируйся в Винлайн и смотри
Реклама 18+ Winline.ru
Dota 2
Kobolds Rave
Сегодня в 11:00
Team Zero
Team Zero
IHC Esports
IHC Esports
League of Legends
Development League
Сегодня в 11:00
Royal Club
Royal Club
Joy Dream
Joy Dream
Комментарии

Комментариев ещё нет.

Топ бонусы на киберспорт

Фрибет 3000 рублей без условий и депозита в приложении БК Винлайн всем новым игрокам
Букмекерская контора Винлайн
3 000 ₽
Фрибет 3000 рублей без условий и депозита в приложении БК Винлайн всем новым игрокам
До 7000 RUB от BetBoom новым клиентам
Букмекерская контора Бет бум
7 000 ₽
До 7000 RUB от BetBoom новым клиентам
Фрибет до 15 000 RUB без депозита для всех новых пользователей
Букмекерская контора Фонбет
15 000 ₽
Фрибет до 15 000 RUB без депозита для всех новых пользователей
Розыгрыш фрибетов до 33 333 RUB в акции «Испытай удачу»
Букмекерская контора Лига Ставок
33 333 ₽
Розыгрыш фрибетов до 33 333 RUB в акции «Испытай удачу»
Комментарии

Комментариев ещё нет.

Букмекеры
Прогнозы
Бонусы
Статьи