Андрей Кириленко: «Когда шли от Блатта на площадку, я сказал — кто сфолит, руки оторву»

Андрей КириленкоФото: ТАСС
Букмекерская контора Винлайн
3 000 ₽
Эксклюзивный бонус до 3 000 RUB

В эксклюзивном интервью сайту Stavkinasport.com Андрей Кириленко рассказал о 10-летней работе в РФБ, главной проблеме российского баскетбола, любви сына к хоккею, повальной моде на трехочковые броски, таланте Егора Демина, молодых звездах Единой Лиги ВТБ и многом другом.

С Андреем Кириленко мы знакомы 26 лет — с тех пор, как он худеньким 17-летним пареньком приехал в ЦСКА из петербургского «Спартака». Дальше с ним много чего было: отъезд в НБА, 12 сезонов в лучшей баскетбольной лиге мира, золото чемпионата Европы, возвращение из Америки на родину…

Теперь Кириленко 43, и он уже Андрей Геннадьевич, президент Российской федерации баскетбола. Обстоятельно в этом качестве мы еще не говорили, я предложил устранить этот пробел, и он согласился. По-моему, получилось интересно.

В чиновники — с баскетбольной площадки

— Вы руководите РФБ уже 10-й год. Сейчас, оглядываясь назад, не жалеете о выборе, который сделали в 2015-м?

— А почему я должен жалеть? Великолепный опыт. За 9 лет мне удалось полностью переформатировать себя. Даже если не касаться организации и того, что сделано — а сделали мы немало. Конечно, это был огромный вызов. Я сильно сомневался, получится или нет.

Первый год — самый сложный. Когда ты многого не знаешь и приходится подхватывать на ходу. Зато сейчас РФБ — абсолютно самодостаточная организация, которая может провести любое соревнование. Даже Олимпиаду.

— Что вы имеете в виду, когда говорите «переформатировать себя»?

— Я пришел в федерацию сразу после игровой карьеры. Когда ты баскетболист, то по большому счету все зависит только от тебя самого. Как ты тренируешься, как играешь. И здесь первый год я тоже пытался все сделать сам. Занимался этаким микроменеджментом. Вплоть до того, какой должна быть игровая форма. Но в какой-то момент ты понимаешь — стоп. Зачем мы тогда берем человека по линии экипировки? То же самое с финансовыми делами — да даже со сборной! Если хочешь влезать в дела тренера — тогда тренируй сам! Занимайся и тем, и этим, и пятым, и десятым. Но так же нельзя.

Президент РФБ Кириленко

Фото: РИА Новости Российской федерацией баскетбола Кириленко руководит уже 10-й год

Прошел год, прежде чем я понял: работа руководителя состоит в том, чтобы найти людей на те позиции, в которых ты недостаточно компетентен. Найти и дать им возможность заниматься своим делом. Тогда сформировался костяк сотрудников, не боящихся брать инициативу на себя, предлагать идеи. Меньше всего я хочу, чтобы в федерации все сидели и ждали президента, его указаний. Которые они потом и делать толком не станут, чтобы, не дай бог, не ошибиться. Это не рабочая атмосфера.

— Понимаю. Но это в профессиональном смысле. А как насчет характера, человеческих качеств? Приходилось в чем-то переламывать себя?

— О самом себе судить сложно. Такие вещи, наверное, должны оценивать другие, со стороны. Мне кажется, что я вообще не изменился. По жизненным ценностям остался тем же Андреем Кириленко, который играл. Ну, может, стал немного взрослее. В каких-то моментах — наверное, жестче. Хотя я бы не назвал себя жестким руководителем.

«На этой галере я не гребец, а рулевой»

— Вы принадлежите к ярчайшему поколению игроков, которые вышли на мировую арену на рубеже ХХ и ХХI веков, — Паркер, Газоль, Тюркоглу, Новицки, Кириленко… Но вот что любопытно: никто из вас не стал тренером — сплошь чиновники или, скажем, владельцы клубов. Почему?

— Ну, это не совсем верно. Спанулис — тренер, Ясикявичюс — тренер. Но если брать тех ребят, кто играл в НБА, причем успешно, то здесь, по-моему, есть объяснение. Я могу судить по себе. У баскетболистов НБА очень тяжелый график. И быть тренером — это то же самое, ты полностью подчинен расписанию команды. Тренеру, наверное, даже хуже. Между тренировками еще надо кучу всего решать: кто будет играть, как играть и так далее.

Отдавать себя баскетболу в формате 24/7 я сейчас не готов.

А руководитель — он сам определяет свой график. Конечно, у меня тоже много работы, поездок, но все-таки ты сам себе хозяин. В принципе, тренировать — это было бы интересно. В голове у меня полно игровых идей. Но фактор времени удерживает от тренерской профессии.

— Как на галерах?

— Ну да. На самом деле, здесь тоже галеры. Только на этой галере ты — рулевой, а там гребешь вместе со всеми.

Знаменосец Кириленко

Фото: ТАСС 2012 год, Лондон. Андрей Кириленко — знаменосец сборной России на Олимпиаде.
98. Китай. Пекин. 8 августа. Баскетболист Андрей Кириленко несет флаг России на церемонии открытия XXIX Летних Олимпийских игр на стадионе "Няочао" ("Птичье гнездо"). Фото ИТАР-ТАСС/ Григорий Сысоев

— Это я к тому, что тренеры — главная проблема сегодняшнего российского спорта. Признайтесь, в баскетболе тоже?

— Не сказал бы. Если выбирать что-то одно, то это финансирование. А уже из него вытекают и тренеры, и инфраструктура, и все остальное. Хотя нехватка кадров, конечно, есть — после перехода от СССР к России. В Союзе было огромное количество тренеров качественного уровня. Они посвящали профессии всю жизнь, они нас воспитали. А сейчас тренеров, которые застали СССР, почти не осталось. И среди тех, кто пришел им на смену, есть сильные, крутые специалисты, но их все-таки единицы.

Тут все опять упирается в финансы. Детский тренер в регионе получает 20-30 тысяч рублей в месяц. В Москве повыше, но все равно мало, сейчас курьеры больше зарабатывают.

К сожалению, федерация не в состоянии это исправить. Вопрос более высокого уровня. Хотя мы пытаемся помогать по мере сил. Есть грантовая программа для поощрения тренеров. Даем какие-то дополнительные «плюшки» — в виде выездов на игры, на семинары. Но это точечная работа, взять на себя такой объем целиком мы не можем.

Насколько хорошо ты разбираешься в баскетболе?
Пройдите квиз и получите уникальный бонус букмекерской конторы, а также книгу «Лучшие стратегии ставок на спорт»

— Можно подумать, что если детские тренеры завтра станут получать по 70 тысяч, то все сразу станет прекрасно.

— Сразу, резко ничего не улучшится. Так не бывает. Нигде, в любой области или профессии. Но когда у человека появляется нормальная зарплата, он начинает ценить свою работу и заниматься ей с большим рвением. И наоборот: если ты работаешь за копейки, то приходится совмещать, и сконцентрироваться на тренерстве невозможно. Это простая логика. Нужна некая безопасность, защищенность — в финансовом, в бытовом плане. Плюс перспектива — когда ты видишь, как коллеги продвигаются вверх. Вы можете встречаться, делиться идеями, устраивать консилиумы, как у врачей. У нас, кстати, есть такой проект, чтобы тренеры раз в год собирались на одной платформе. Делились опытом, давали идеи — в том числе и для федерации. Похожая традиция существует в Сербии, только там всех собирают знаменитые тренеры типа Обрадовича или Пешича. Молодежь приезжает к ним как бы в гости, это отчасти волонтерская история.

30 тысяч долларов в год за детский хоккей

— А как проблемы финансирования баскетбола решаются в других странах? Даже не в Америке…

— С Америкой вообще нельзя сравнивать, это утопия. Там совсем другой строй, другие принципы.

— Хорошо, а если взять Сербию? Страна как страна…

— Там баскетбол — спорт №1. Хотя дело даже не в этом, дело в традициях. У нас что-то подобное есть в хоккее, в нем сохранилась преемственность. А в баскетболе она ушла, произошел разрыв. И в футболе тоже ушла. Есть примеры, где это потихоньку начинают восстанавливать, — взять тот же «Краснодар» Галицкого с его академией. Это выстрелит не сейчас, но это выстрелит. И таких школ нужно как можно больше. А про Сербию я бы не сказал, что там какие-то большие деньги. Но страна маленькая, легче концентрироваться, вся Сербия — как Москва. И это уникальный пример, в Европе других таких нет.

— Окей. Давайте Грецию.

— А что «Греция»?

— Мы приглашаем в свои команды греческих тренеров, не наоборот.

— Вы строите целую теорию на двух-трех тренерах. Разве у них там есть какая-то супершкола? Школа чего?

Кириленко и Леброн Джеймс

Фото: Getty Images В НБА Кириленко доверяли опекать наиболее опасных игроков, включая самого Леброна Джеймса

— Допустим, здесь вы правы, хотя можно спорить. Просто я не о том. В нашем спорте все всегда упирается в госфинансирование. Сильно сомневаюсь, что так происходит везде. Откуда они там, за рубежом, берут деньги?

— В каждой стране по-разному. В России есть два направления: любительское и профессиональное. Любители — это физкультура в школе, студенческий баскетбол, потом люди вырастают и занимаются чем-то другим. Они могут играть в любительских турнирах, но это не основная их работа. Другой путь — профессиональный. Дети приходят в спортшколы, тренируются 6 дней в неделю, дальше попадают в фарм-клуб и, если все нормально, становятся баскетболистами. Эти две линии, две структуры практически не пересекаются друг с другом. Существуют примеры, когда кто-то из студенческого чемпионата пробивался в профи, но таких случаев мало.

— Вот вам и разница. Ведь подавляющее большинство американских игроков НБА прошли через студенческую лигу.

— Да, в США эти направления не разделяются, они идут вместе. Там нет никаких спортшкол. Весь игровой опыт американцы получают в обычной школе и в вузе. Просто у них баскетбольные программы есть практически в каждом учебном заведении. Я же говорю — другой мир. Там государство вообще не занимается спортом, все в частных руках. Школам помогают их бывшие выпускники, они пополняют соответствующие фонды. В Америке — огромная культура вовлечения в спорт коммерческих и благотворительных денег. А у нас по-другому.

Если бы в России государство не финансировало спорт, он вообще бы загнулся.

Поэтому спортшколы бесплатные. Хотя эта бесплатность — лимитированная. Отсюда низкие зарплаты тренеров, другие ограничения. Бывает, что родители ругаются: почему у нас только два турнира, а не восемь? Понятно, что хочется восемь, но есть некий лимит, который государство оплачивает.

Хотите больше — тогда надо самим искать средства. Скидываться, чтобы дополнительно возить ребят на соревнования. В Америке так финансируется весь детский спорт. Я могу сравнивать, мои дети жили и здесь, и там. Так вот, чтобы сын занимался хоккеем, приходилось платить по 30-40 тысяч долларов в год!

— В обычной школе?

— Конечно. Ну, школа может не совсем обычная, но не какая-то там частная-элитная. Летом команда собирается, родители садятся и считают. Переезды, перелеты, аренда льда, зарплата тренерам — все оплачивают семьи. Какой-нибудь папа берет на себя функции менеджера команды. В итоге получается некая сумма, ее делят на 20 семей и говорят: Андрей, с вас 30 тысяч. Сезон идет полгода — значит, по 5000 долларов в месяц.

Сыграет ли в КХЛ Степан Кириленко?

— Занятия хоккеем — это про сына Степана?

— Да. В прошлом году мне удалось привезти его сюда на год. Он был в структуре СКА, в команде «СКА-Красногорск». Степа там был самый молодой в составе — по ходу сезона 17 исполнилось. Правда, провел только одну-две игры, зато много тренировался и получил классный заряд другого хоккея, не американского. Кстати, двух ребят из его команды взяли в СКА-1946, который выиграл чемпионат МХЛ.

Сейчас Степан вернулся в США, у него последний класс в школе. В следующем году будем выбирать. Либо он пойдет в университет, либо станет профессиональным хоккеистом и уже здесь продолжит карьеру.

— За кого сын играет за океаном?

— За юниорский состав «Лос-Анджелес Кингз».

— В каком амплуа?

— Центральный нападающий.

— Ого! То есть самый универсальный и самый умный?

— Ну, я надеюсь…

— А каких он габаритов?

— Он большой. В позапрошлом году стал чемпионом Америки в своем возрасте по самой высокой категории ААА.

Кириленко с женой и детьми

Фото: Страницы Андрея Кириленко в соцсетях Семья Кириленко в сборе. Слева направо: Саша, два Андрея — папа и сын, Степан, мама Маша и Федор.

— Всего у вас четверо детей. Остальные тоже живут в США?

— Не все. Из-за того, что я играл в НБА, трое старших выросли в американской среде. После этого их сложно перевозить. А мне же при нынешней работе надо быть здесь. В общем, двое остались в Штатах — Степан и Федор, которому 22 года. Он учится в университете.

— На кого?

— Пока непонятно. Там очень широкий спектр вариантов — от дипломата до профессора. Федя любит читать, углубляться в какие-то исследования — у него голова в эту сторону работает. Идет, так сказать, по академической стезе. А Степа — по спортивной. Они уже взрослые, сами по себе. Я ведь тоже в 16-17 лет отпочковался от семьи и начал жить отдельно.

— А еще двое детей?

— Они в России. Саше 15, она учится и занимается фигурным катанием. Не много, три раза в неделю. Младший Андрюша ходит на плавание, ему скоро будет 10.

Как «золотые» кроссовки достались испанским девушкам

— Хочу напомнить один эпизод с чемпионата Европы-2007, когда сборная России в Мадриде сенсационно обыграла в финале испанцев. После награждения вы уходили с площадки последним. Трибуны уже опустели, только над проходом к раздевалкам сверху свешивались две девушки — ждали, пока под ними пройдет MVP чемпионата. И вы с размаху швырнули им в подарок свои «золотые» кроссовки!

— Правда? Честно говоря, не помню.

— Видел собственными глазами.

— Зря бросил. Надо было оставить на память. Ценный экземпляр, сейчас мог бы пригодиться. Меня папа постоянно ругает, что не собираю трофеи и памятные истории. У него-то дома целый музей. Все, что привозится, сразу забирает. А я ничего не храню, все теряю, забываю, дарю... Ценю больше не вещи, а воспоминания.

Кириленко — чемпион Европы-2007

Фото: Reuters 16 сентября 2007 года, Мадрид. Андрей Кириленко с кубком победителей чемпионата Европы.

— Все игроки той сборной отмечают исключительно дружную командную атмосферу. Летом перед Евробаскетом вы даже в отпуска вместе ездили.

— Было. Мы с Витей Хряпой летом на пару тренировались — бегали в гору в Сан-Ремо, набирали форму. И вообще в тот год ребята находились «на одной волне». Постоянно все вместе, даже Джей Ар Холден, хотя он немножко интроверт. В кафе ходили толпой, в выходные в одной комнате собирались — смотрели кино, играли, общались. Блатт не давил нас дисциплиной. Не то, что у тех же сербов: все приходят в одно время, в одинаковой одежде, пока последний не поел, никто не уходит, и так далее. Дэвид доверял игрокам — чтобы мы сами разобрались, какой у нас климат будет в команде.

Блатт говорил: меня не интересует, что вы делаете ночью, главное, какими вы придете ко мне утром. Дайте мне два часа своего времени — с полным вниманием и заряженностью. А потом занимайтесь чем хотите, вы взрослые люди.

И ни одной тренировки не было в расхлябанном режиме! Это большая редкость — обычно всегда можно подхалтурить, если устал.

— А правда, что в той сборной ветераны, глядя на молодых, стали приобщаться к компьютерным играм? Чтобы от коллектива не отрываться.

— Да! Тогда игры только начали появляться. Молодежь приезжала на сборы уже с ноутбуками — подключали компьютеры друг к другу и рубились. Те, кто постарше, сначала ходили на это смотреть, болели за кого-нибудь, а потом и сами играть начали.

«Дэвид — молодец, держится бодрячком»

— Блатт сейчас уже не тренирует, у него нашли рассеянный склероз. Когда вы с ним виделись последний раз? Как у него дела?

— Видел, по-моему, полтора года назад. А переписывался недавно, 2-3 месяца прошло. Болезнь, конечно, очень неприятная. Но Дэвид — молодец, держится бодрячком. Не позволяет плохим мыслям завладеть собой.

— Рассказывают, что на Евробаскете-2011 в Литве в матче за бронзу с македонцами вы осмелились опровергнуть установку Блатта…

— Чистая правда. Мы вели одно очко, оставалось секунд 5-7, и у Македонии была атака. Дэвид дал указание сразу фолить. Чтобы они бросали штрафные, а мы потом сами решали исход матча с мячом в руках. Когда после тайм-аута пятерка пошла обратно на площадку, я сказал: ребята, кто сфолит — руки оторву. Мы — защитная команда и должны решать игру в защите.

В принципе, так и получилось, хотя было на грани. Маккалеб прошел, скинул Стояновски, и тот, слава богу, промазал из-под кольца. Но даже если бы забил, секунды 2-3 у нас бы еще осталось. А если бы сфолили, думаю, Маккалеб попал бы оба штрафных — считай, то же самое.

Да, я взял риск на себя. Наверное, это было не мое дело… А может и мое, трудно сказать. В такие моменты все на грани, по ситуации — то ли сработает, то ли не сработает. Дэвид ведь точно так же решал, только в другую сторону. Мол, я тренер, беру на себя ответственность за ваш фол.

Кириленко и Блатт

Фото: cskabasket.ru 2017 год, Москва. Андрей Кириленко и бывший главный тренер сборной России Дэвид Блатт на торжествах в честь 10-летия золотого Евробаскета в Испании.

— Вам потом Блатт ничего не говорил?

— Так это же продолжалось считанные секунды. А потом — все, мы выиграли бронзу. Когда ты принял решение, и оно сработало, ни у кого вопросов нет. Победа есть победа.

— Какая сборная России сильнее — «золотая» 2007 года или та, что взяла бронзу на Олимпиаде в 2012-м?

— Думаю, 12-го. Она была более сбалансированная. Если бы еще с Быковым и Воронцевичем, тогда вообще идеально. Серега не поехал из-за травмы, а у Воронцевича вышла история с Блаттом. Мне показалось, Андрей подвел Дэвида в какой-то ситуации. Ну, или недопонимание у них случилось, не знаю. В общем, он не попал в состав, хотя по игроцким качествам должен был попадать.

👇 Читать также:

С ним и с Быковым получилось бы на каждой позиции по два человека разного стиля. Разыгрывающие: Швед — агрессивный, раскованный, создающий, Быков — когда надо держать игру под контролем, затормозить. На втором «номере» — снайпер Фридзон и проходящий Понкрашов. На третьем — мы с Моней. Серега больше бросает, я — больше под кольцо. Дальше Хряпа с Воронцевичем, центровые — Каун с Мозговым. Саша — по защите, Мозг — бегущий и атлетичный. Полный комплект. Так что я выбираю сборную 12-го года… Хотя, если «своровать» кое-кого из 7-го, могло быть еще лучше.

— Стоп. А кого оттуда воровать?

— Как «кого»? Холдена, конечно!

Если бы не Леброн, Дюрант и Карри, сборная США проиграла бы Олимпиаду

— Как вы относитесь к нынешней повальной моде на трехочковые броски?

— Это больше в НБА. Если посмотреть чемпионат Европы или Олимпиаду, то там…

— Да все равно больше бросают.

— Больше, но не настолько. Не скажу, что сильный перекос в сторону трешек. Классический баскетбол, когда нужно разыгрывать мяч, доводить его — здесь он остается. Вот в НБА — там да, серьезная эволюция произошла. Стеф Карри все сломал в сторону трехочковых.

Настолько, что иногда даже смотреть неприятно. Я не ханжа, но порой НБА напоминает видеоигру.

Туда трешка — сюда трешка, туда — сюда. Что, и этот попадет? Попал! Не доходя два метра до дуги — на! Да ладно, так невозможно… Сейчас в НБА трехочковый — это ключевой элемент для всех амплуа. Порзингис приходит — попадает, Вембаньяма — тоже. Люди ростом два тридцать бьют трехочковые.

— Это искусственная тенденция или нет? В принципе, вроде бы логично. Зачем чертить и разыгрывать схемы, если можно просто взять мяч, швырнуть откуда угодно — и в кольцо?

— Баскетбол — это игра процентов. Если ты попадаешь 60% из-под щита, лучше взять бросок из-под щита, чем трехочковый с процентом 30 или меньше. Но если появляются игроки, которые забивают 35% или 40% трешек, конечно, надо это использовать.

Сборная США на Олимпиаде-2024

Фото: Getty Images На Олимпиаде в Париже золото сборной США обеспечили ветераны — Кевин Дюрант, Стефен Карри и Леброн Джеймс

— Математика — это точно про НБА, где 82 игры в регулярном чемпионате. Но в плей-офф уже каждый матч имеет значение, и ставка на трехочковые может не сработать.

— Вообще-то, наоборот. В регулярке, где отдельная победа не настолько важна, ты не обращаешь на это особого внимания. Вот плей-офф — другое дело.

— Как это? А если в плей-офф не полетят броски?

— Так там же семь игр! Можно пару раз провалиться по броскам, когда не пошло, но все равно выиграть серию. В остальных матчах трешки помогут. То, что вы говорите — это не про НБА, а про чемпионат Европы или мира. Короткий, очень насыщенный турнир, один день плохих бросков — и ты едешь домой. Возьмите сборную США на последней Олимпиаде в Париже. Когда не шли трехочковые, у них еще в группе начались проблемы, никакого подавляющего преимущества. Хорошо у Карри под конец плей-офф прорезался бросок.

👇 Читать также:

Если бы не он — все, туши свет. Продули бы сербам в полуфинале или французам в финале. Считаю, что американцев вытащили три человека: Леброн, Дюрант и Карри. Особенно Леброн и Дюрант. Без них, при всем таланте сборной США, она запросто могла бы остаться без медалей. Просто опыта не хватило бы.

«Сейчас заработал бы миллиард!»

— Когда вы начинали в НБА, то лидером «Юты» был Джон Стоктон, знаменитый «классический» разыгрывающий. В сегодняшней, «трехочковой» лиге он, наверное, не смог бы стать звездой.

— Почему? Крис Пол же играет. Абсолютно такого же склада баскетболист. Я из них двоих, конечно, взял бы Стоктона, но они похожи. Надежные первые «номера», дирижируют нападением, защищаются — и бросок нормальный. Не Стеф Карри, но железная «вторая категория». Попадают уверенно, стабильно, от таких не отойдешь. И они не хрупкие, не «хрустальные», жесткие. Стоктон в этом смысле вообще уникум, кремень. Сломать его было невозможно. Такие ставил заслоны, что большие парни сгибались. Сейчас от него все отлетали бы.

Кириленко в Юте

Фото: Getty Images В середине 2000-х годов Кириленко был самым высокооплачиваемым игроком «Юты»

— Тогда перейдем от Стоктона к баскетболисту Кириленко, у которого бросок точно был слабым местом. Дали бы ему сегодня в НБА контракт на 85 миллионов долларов, как в 2005 году?

— Да у меня контракт был бы в два раза больше! Сейчас это смешные цифры! Миллиард бы заработал за карьеру (смеется).

— Окей, переформулирую вопрос с поправкой на инфляцию. Может ли легкий форвард — классный, универсальный, но со средненьким трехочковым — получить сегодня максимальный контракт в клубе НБА?

— Думаю, да. Как правило, в команде есть три звезды на максимальных контрактах. Одна из них вполне может быть без броска, как вы говорите. Хотя я не согласен с этой формулировкой.

Что значит «без броска»? Поднимите мою статистику, посмотрите на процент — нельзя сказать, что я не попадал. Я просто никогда не был сконцентрирован на трехочковых.

Лагерь в Тургоши, тачка «Пантера» и сломанная рука

— Как известно, у вас еще с детства были проблемы с правой, бросающей рукой. Расскажите эту историю про загадочное название «Тургошь».

— Пожалуйста. Тургошь — это небольшой спортивный лагерь в Ленинградской области, рядом с Вологодской. Лет с 10-11 до 15-16 мы там проводили каждое лето. В Тургоши от тренировок ничего не отвлекало. Там, когда бегали кроссы, за нами летели стаи таких здоровенных слепней, что и захочешь — не остановишься. Как только замедлился, из тебя сразу кусок мяса выдирают.

Однажды я и еще пара ребят из команды в тихий час пошли смотреть телевизор, и тренер поймал нас за этим занятием. Нарушение дисциплины. Сказал: раз не хотите спать, видимо, хотите работать. Вот вам тележка, идите в ближайший лесок и собирайте мусор — фантики и тому подобное. На тачке было написано «Пантера».

— Почему «Пантера»?

— Не знаю. Латинскими буквами — может, из-за немецкого танка. Тачка-то железная… Так вот, собираем мы мусор, и я решил его утрамбовать.

Полез на тачку, чтобы встать сверху, она перевернулась, я грохнулся и рукой попал по боковине. Перелом.

Пошел к тренеру, он говорит — быстро в медпункт. Кстати, у нас до сих пор в спортшколе работает доктор, к которому я тогда пришел. Он, естественно, сразу повез меня в больницу.

— В Ленинград?

— Нет, сначала в Пикалево, там гипс наложили. А в Питере мне потом вправили руку обратно.

— Но, видимо, не до конца. Рука срослась неправильно.

— Это все стереотип. Повторяю: я не считаю, что у меня был плохой бросок, и не понимаю, почему так говорят. Нормально я попадал. Штрафные — вообще процентов 75. Трехочковые — наверное, 33, точно больше 30. Понятно, что не на уровне топ-снайперов, у которых это главная задача, но все равно. Плюс у меня показ был хороший, все покупались и прыгали. Ну, я и шел в проход, зачем бросать через руку?

Кириленко на Олимпиаде

Фото: Getty Images На Играх в Лондоне-2012 ведомая Кириленко сборная России завоевала бронзовые медали

— А вы потом, уже взрослым, бывали в Тургоши?

— Да, лет 8-10 назад. Только этот лагерь потом закрылся. Здания стали приходить в аварийное состояние, и некоторые вещи нельзя было переделывать — объект исторического наследия.

— Тачка «Пантера», небось, не сохранилась.

— Я ее видел, когда приезжал! Реликвия! С гнутыми краями — видно, не я один там руки ломал.

На кого похож Демин? На трехкратного чемпиона НБА Ливингстона

— Российских игроков в НБА нет уже несколько лет. Насколько это вредит популярности баскетбола в нашей стране?

— Я бы сказал по-другому: там нет наших играющих игроков. Если бы кто-то был, но сидел на скамейке, думаю, этого никто особо не заметил бы. Вот когда есть игровое время, как у Шведа, или наш парень выигрывает титул, как Мозгов, — тогда да. Если он постоянно выходит против лучших в мире, против Леброна, против Дюранта — это популярности помогает. Но не только в НБА. Швед и в нашем чемпионате был хорош. На него равнялись и за него болели. Тут больше зависит не от лиги, а от качества игрока.

— Сейчас много шуму вокруг Егора Демина из студенческой лиги NCAA, которому прочат высокое место на драфте 2025 года. Он достаточно талантлив, чтобы стать тем самым «русским, играющим в НБА»?

— Конечно. Хотя это субъективно — я, например, считаю, что половина состава «Локомотива» по своим данным могла бы играть в НБА. Другое дело, что они должны попасть в правильные условия… Кстати, Демину пробиться будет проще, чем мне. Я попал «на радар» НБА из Европы через детские соревнования. Меня, можно сказать, брали авансом — толком не зная, кто такой Кириленко. А Егор уже там, в американской структуре, у них на виду. Те, кто за ним следит, понимают, над чем нужно работать, какой команде он может подойти и так далее. Легче будет закрепиться.

— Но при этом Демин играет, по сути, в молодежном чемпионате. А не в Европе со взрослыми мужиками.

— Ну, он же был в «Реале».

— В командах младших возрастов — но не в главной.

— Тут есть два пути: европейский и американский.

У Демина в этом году был выбор: либо дебютировать во взрослом «Реале», как Дончич, либо идти в NCAA. И я рад, что он выбрал второе.

Это новый опыт — в том числе и для меня. Никогда не видел, чтобы наш парень играл ведущую роль в американской студенческой команде. Каун в «Канзасе» был все-таки подыгрывающий, ролевой. А Егор в «Бригам Янг» сам разгоняет атаки. Он там лидер типа Шведа. И сезон в NCAA начал хорошо. Судя по «нарезкам», очень прилично выглядит.

— Российские болельщики практически не видели Демина в игре. С кем его можно сравнить по стилю?

— Дайте подумать… Шон Ливингстон был такого же плана.

— Ого! Второй разыгрывающий золотого «Голден Стэйт», трехкратный чемпион НБА?

— Он самый. Высокий первый «номер», очень атлетичный. Не суперснайпер, но с хорошим броском, легкий, бегущий. Мне очень нравятся подобные игроки. Владимир Петрович Кондрашин был бы счастлив иметь такого, он всегда хотел разыгрывающего выше двух метров… Еще по манере на Демина похож Майкл Картер-Уильямс. Его на драфте выбрала «Филадельфия» под высоким номером, и он в НБА здорово начинал, штамповал трипл-даблы. Но потом как-то сдулся.

Егор Демин

Фото: byu.edu Новая надежда российского баскетбола — разыгрывающий Егор Демин

— Назовите трех самых перспективных, на ваш взгляд, игроков Единой лиги ВТБ.

— Они все будут из «Локомотива». Выделяются Мартюк и Елатонцев. Дальше Емченко — мне кажется, он уже не просто «перспективный», а готовый игрок, чтобы исполнять ведущую роль в команде. Здорово в этом году выглядит Ищенко — видно, что парень на правильном пути. Плюс Квитковских — пока он не показывает того, что я ожидаю, хотя потенциально способен выйти на новый уровень. Из других команд нравится Беленицкий из УНИКСа, но он пока нестабилен.

— Три совета от Андрея Кириленко тем, кто хочет добиться успеха в спорте.

— Давайте два. Самый главный совет касается не только спорта — это самодисциплина. Когда надо идти на тренировку, и ты на нее идешь. Не потому, что тебе сказали, что тренер заставляет — можешь сам себя поднять и заставить, несмотря ни на что. И сделаешь сто бросков, потому что так нужно. Если ты способен себя дисциплинировать, у тебя будет успех. В любой области.

— А второй совет?

— Он сильно отличается от первого. Баскетбол — это игра, и от нее нужно получать удовольствие. Нужно кайфовать! Если к этому прибавить самодисциплину, будет отличная комбинация.

Лучшие букмекеры для ставок
2
15 000 ₽
Фрибет
3
25 000 ₽
Приветственный
4
25 000 ₽
Приветственный
5
25 000 ₽
Приветственный
Лев Тигай
Ведущий эксперт сайта
Ведущий эксперт Stavkinasport.com. Пишу о спорте с 1993 года. Предпочитаю раскрывать суть и докапываться до истины.
Бесплатные трансляции
Просто зарегистрируйся в Винлайн и смотри
Реклама 18+ Winline.ru
Похожие посты
Комментарии

Комментариев ещё нет.

Комментарии

Комментариев ещё нет.

Букмекеры
Прогнозы
Бонусы
Статьи